Как Фредрика Кларен превращает Polestar в лидера устойчивого автомобилестроения
Фредрика Кларен не большая поклонница Гамбурга, Германии. Ее климатические принципы позволяют ей совершать только одну международную поездку в год, поэтому большая часть ее путешествий из Гетеборга, Швеция, осуществляется на поезде. Гамбург — это хаб, где она часто пропускает пересадку в Брюссель, Лондон или Париж, и другие места по всему континенту.
Однако Кларен является главой отдела устойчивого развития в Polestar, производителе электромобилей из Гетеборга; она должна придерживаться экологических принципов, несмотря на все неудобства.
"Я не знаю, что это такое, но я буквально чувствую тошноту, когда заправляю бензиновый автомобиль", - объясняет она.
Корпоративные конкуренты Кларен далеки от такой строгости, и в последние несколько месяцев они замедляли производство электромобилей. В прошлом году она использовала свой единственный перелет, чтобы поехать на климатические переговоры ООН в Дубай, и заметила там только двух других автопроизводителей.
"Я начинаю замечать тенденцию, когда они не приходят за стол переговоров", - говорит она. "Я имею в виду, что отрасль, на долю которой приходится 15% мировых выбросов парниковых газов, даже не появляется? Да ладно!"
Автомобиль - это по сути облако углекислого газа на колесах. Для бензиновых автомобилей большая часть углерода выделяется при каждой поездке. Для электромобилей большая часть этих выбросов связана с производством самого автомобиля.
Электромодели намного чище со временем, но они не пересекают углеродный рубеж, пока не проедут какое-то время на дорогах. В США на это уходит немногим более двух лет - около 25 000 миль (40 000 километров) вождения, согласно недавним исследованиям BloombergNEF.
Кларен пытается ускорить эту временную линию для превосходства Polestar по углероду с самого начала. Возможно, ее величайшее достижение пришло в прошлом ноябре, когда завод в Чэнду, Китай, начал штамповать четвертую модель компании, известную просто как "4".
Polestar утверждает, что от плантации каучука до шредера, базовая модель этой небольшой поездки будет ответственна за 32 тонны эквивалентных выбросов CO2 на основе глобального энергетического микса. Это все еще огромный кусок загрязнения, примерно эквивалентный зарядке 2,1 миллиона iPhone, жарке 1 500 баллонов пропана или питанию 4 американских домов в течение года.
Но по сравнению с Volvo XC40, число становится гораздо более впечатляющим. (Polestar был выделен из Volvo, поэтому две модели являются корпоративными родственниками.) Производство, заправка и вождение XC40 до могилы требуют около 58 тонн углерода, согласно Массачусетскому технологическому институту.
Jessika Trancik, профессор MIT, построила школьный CarbonCounter, потому что потребители не получали этих данных непосредственно от автопроизводителей. Ее цель состояла в том, чтобы связать воедино людей, покупающих седан или внедорожник, и повлиять на их выбор.
Однако, насколько они будут учитывать устойчивость, еще предстоит увидеть, особенно когда некоторые автопроизводители снижают цены на электромобили или вводят более дешевые модели. Piper Sandler & Co. ожидает, что Polestar поставит только 84 000 автомобилей в этом году, и недавно снизила свою целевую цену на акции компании с $3 до $2.
Кларен видит свою роль почти всегда противоречащей другим в компании. Успех для нее часто означает дополнительные затраты и сложность, не говоря уже о дополнительной работе. Это означает, что, помимо того, чтобы быть охотником за углеродом, она также должна быть дипломатом.
Отражая эти двойные роли, Кларен завоевала репутацию как непреклонной, так и прагматичной. "Я думаю, что мы дополняем друг друга", - говорит Beатрис Симонссон, руководитель отдела управления продуктами Polestar. "Мы немного ворчим, но нам нужно немного ворчать; иначе мы не будем двигаться вперед".
В идеале Кларен хотела бы, чтобы отпечатки углерода на каждом автомобиле были указаны на ценнике, рядом с ценой и другими важными характеристиками. "Я оптимист, - объясняет Christoph Koffler, технический директор Sphera, консалтинговой компании в области ESG, - но я хотел бы сказать, что это произойдет в ближайшие пять лет".
Усилия Кларен по сокращению выбросов углерода будут продолжаться независимо от того, придут ли регулирующие органы или нет. На самом деле, они становятся более амбициозными. Она переключает больше внимания на лунную цель Polestar по созданию полностью климатически нейтрального автомобиля к 2030 году, без помощи компенсации выбросов углерода.
"Доверьтесь мне", - говорит она. "У нас есть список".